Как заставить коммунальщиков работать?
Что делать, если управляющая компания не выполняет своих обязанностей.
Многие северяне сталкиваются с такой проблемой, как грязные подъезды, подвалы, полные воды, придомовая территория, похожая на свалку. Согласитесь, знакомая картинка. Особенно страдают от бездействия коммунальщиков жители отдаленных территорий. Хотя жильцы ежемесячно оплачивают, так называемые оказанные им услуги. Как же заставить работать управляющую компанию и насколько реально проверить ее хозяйственную деятельность, нам рассказал юрист, специалист в сфере ЖКХ, Юрий Антонов.

Пишем жалобу правильно

Самое, наверное, больное для каждого собственника – это подросшие цифры в квитанции. Причем, иногда тарифы растут внезапно, так сказать, без объявления войны. В этом случае вы имеете право потребовать от УК полного отчета о том, откуда берутся суммы в графе «Ремонт и содержание жилья».

Честно говоря, коммунальщики зачастую пытаются не обращать на такие запросы внимания. Ошибка в том, что подобные жалобы обычно пишутся нами в произвольной форме. Но вот если вооружиться законом и сослаться в своем письме на Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2014 года № 988 «о порядке, сроках и способах раскрытия информации о деятельности управляющих организаций», то будьте уверены, ответ получите грамотный, по делу и точно в срок. Игнорировать такую бумагу коммунальщики уже вряд ли осмелятся. Для пущей серьезности можно упомянуть и Постановление Правительства от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам», лишним тоже не будет.

Следующий шаг – собрание

Когда на руках у вас окажется официальный ответ от управляющей компании, приглашайте их на общее собрание жильцов с отчетом о проделанной работе. А еще, чтобы разговор не получился беспредметным, попросите их захватить с собой бухгалтерскую отчетность. Ведь именно эти документы должны подтверждать, какие виды работ были выполнены, когда и на что были потрачены средства граждан. Попутно в ходе разговора следует выяснить, проводилась ли, к примеру, дезинфекция мусоропровода в многоэтажке? Выполнялись ли работы по прочистке дымоходов? Осуществлялся ли контроль за соблюдением температурного режима горячего водоснабжения? Промывалась ли система водоснабжения, чтобы из кранов ржавая вода не лилась всякий раз после ее отключения? Регулярно ли и тщательно проводится влажная уборка в подъездах? Для рядового жителя может показаться, что все перечисленное – из области фантастики. Но по мы за все это исправно платим, поскольку эти и другие работы составляют минимальный перечень услуг, которые обязаны предоставлять управляющие компании, согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля №290. Если работы не выполняются, самое время призвать обслуживающую организацию к ответу.

Куда жаловаться?

В сфере жилищно-коммунального хозяйства существуют два надзорных органа с функциями контроля: Государственная жилищная инспекция и Роспотребнадзор. Так каков алгоритм действий собственника жилья, уверенного, что работа его управляющей организации оставляет желать лучшего? Для начала составляется жалоба с описанием допущенных нарушений. Специалисты указанных ведомств формируют комиссии (или комиссию), которая выезжает с проверкой по указанному адресу. Если проступки жилищников подтверждаются, составляется протокол об административном нарушении, и управляющая компания привлекается к ответственности. Таким образом, если отправить в надзорные органы не одну, а сразу несколько жалоб, велика вероятность, что обслуживающая организация начнет нормально работать.

Если хлопоты в этом направлении оказались тщетными, и федеральные структуры проигнорировали обращение, то следующий шаг должен быть сделан в сторону прокуратуры. В своем обращении следует указать на бездействие жилищников, а заодно и федеральных структур, контролирующих работу предприятий и организаций сферы ЖКХ. Результат не заставит себя долго ждать.

И напоследок

В июле 2014 года Президент РФ подписал закон о лицензировании управляющих компаний (Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ). Согласно этому правовому акту, все управляющие компании должны были получить лицензию на осуществлении своей деятельности. Иными словами – официальное разрешение на обслуживание многоквартирных домов. «Экзамены» на получение лицензии руководители обслуживающих организаций сдавали в органах жилищного контроля, то есть Госжилинспекции. Вот тут и кроется слабое место каждой управляющей компании. Если в течение года управляющая компания дважды не выполняет предписание Госжилинспекции по допущенным нарушениям и имеет два наложенных взыскания, то контролирующий орган вправе обратиться в суд, и уже по его решению отозвать лицензию на обслуживание многоквартирных домов. Поэтому, приложив немного усилий, проштудировав Жилищный кодекс и написав несколько жалоб, каждый собственник может заставить управляющую компанию работать.



ДОСЛОВНО

Что не входит в обязанности УК?

Нередко собственники предъявляют претензии и выражают просьбы, будучи уверенными, что жилищная организация обязана выполнить некие работы. Часто такие ситуации доводятся до судебного разбирательства, и тогда основным аргументом выступает заключенный с собственниками договор. Перечислим самые популярные работы, ошибочно принимаемые жильцами многоквартирных домов за обязанности управляющей компании.

1. Приобретение теплоносителя, если старый отслужил. При возможности отключения радиатора в квартире без вреда для остальных помещений (когда предусмотрены задвижки, которые при изъятии батареи не нарушают циркуляцию в сети отопления) данный прибор считается личным имуществом. Если запорная арматура отсутствует и отключение одной батареи заблокирует всю систему теплоснабжения, радиатор подобно трубам является общим имуществом.

2. Сруб деревьев, растущих рядом с домом, но не на придомовой территории. Здесь существуют два решения. Если земля под посаженным деревом передана жителям с целью обустройства погребов, они должны самостоятельно заниматься обслуживанием и озеленением данной территории. Если же участок находится в муниципальной собственности, нужно обратиться в соответствующее управление городского хозяйства. Деревья опасные для населения или аварийные УК вырубает на протяжении года независимо от места их произрастания.

3. Вывоз мусора от дома. Вывоз мусора осуществляется только от контейнера. Остальные несанкционированные свалки в обязанности управляющей компании ЖКХ не входят, а потому их уборка возлагается на самих жильцов.

5. Ремонт домофонов. Как правило, обслуживание домофонных коммуникаций, их ремонт и замена возлагаются на причастные к этому компании, которые заключают договоры с жильцами и ежемесячно взимают плату за сервис своего оборудования. Однако следует знать, что соглашения между собственниками жилья и УК ЖКХ могут содержать такой пункт, который налагает определенные обязательства на компанию.



КУДА ЗВОНИТЬ?

Государственная жилищная инспекция Архангельской области. Архангельск, ул. Комсомольская, д.38, корп.1, 2 этаж, каб. 206, в электронном виде через сайты dom.gosuslugi.ru и gkh.dvinaland.ru.
Предложения, заявления, вопросы принимаются по официальному адресу электронной почты archgji@dvinaland.ru, телефону горячей линии 41-31-97 и телефону прямой линии правительства 8-800-700-2929.

Управление Роспотребнадзора Архангельской области. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24. Телефон: (8182) 20-05-69. Факс (8182) 65-27-83. Электронная почта: arkh@29.rospotrebnadzor.ru

Прокуратура Архангельской области. г.Архангельск,.пр.Новгородский, 15, тел. +7 (818-2) 41-02-04



Made on
Tilda