В экспозиции музея Управления ГИБДД УМВД России по Архангельской области есть уникальный экспонат, от которого в восторге все посетители от мала до велика – легендарный милицейский мотоцикл «Урал». Яркая желто-синяя расцветка, блестящие рычаги… Он словно только что сошел с экрана телевизора, где несколько минут назад еще участвовал в погоне за нарушителем.
«Урал» в экспозиции появился с легкой руки организаторов музея – бывшего начальника областной Госавтоинспекции Александра Павловича Столярова и его коллег. Именно им пришла в голову мысль поставить в помещении музея не бутафорскую, а настоящую технику, на которой ездили реальные сотрудники ГАИ.
Эту идею поддержал и тогдашний начальник штаба отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД области Николай Иванович Слизников, сам заядлый любитель мототехники. В гараже Госавтоинспекции стражи порядка нашли старый списанный мотоцикл. Николай Иванович вместе с автомеханиками достал необходимые детали, отремонтировал «двухколесного друга» и привел его в надлежащий вид. Возвращенный из небытия «Урал» стал своеобразным памятником милиционерам минувшего века, которые всю свою профессиональную жизнь провели в его седле.
Человек-легенда Архангельские госавтоинспекторы всегда очень уважали и ценили мотоциклетную технику. Машин до середины 80-х годов XX века в служебном автопарке было мало, да и с дорогами в регионе была беда. А на мотоцикле и нарушителя свободно можно было догнать, и по любому бездорожью до места происшествия добраться.
– Мотоцикл раньше был в авторитете, без него ну просто никуда. На нем, особенно в районах, передвигались все: и участковые, и инспектора ГИБДД, и даже руководители. Я сам проездил на мотоцикле 32 года, сменив за службу восемь «боевых коней», – вспоминает бывший начальник штаба ОБ ДПС ГИБДД подполковник милиции в отставке Николай Иванович Слизников.
Надо сказать, что о Николае Ивановиче в Архангельске до сих пор ходят легенды. Коллеги шутят, что от инспектора до начальника штаба он вырос на мотоцикле. Подполковника милиции, ездившего всегда и везде в любое время года исключительно на «Урале» (а на пенсию Николай Слизников вышел в 2007 году), знал весь город. По словам ветеранов службы, руководство ГАИ специально для него даже обменивало зимнюю форму на специальное мотоциклетное обмундирование – укороченный полушубок, меховые или ватные штаны, краги и шлемофон. А когда Николаю Ивановичу, занимавшему уже руководящую должность, выделили полагавшуюся ему по статусу «Волгу», он тактично от нее отказался и до конца своей службы продолжал ездить на любимом «Урале».
– Здание региональной Госавтоинспекции, где до сих пор базируется и отдельный батальон ДПС ГИБДД, находится в одной из промышленных зон Архангельска. В свое время сюда не ходил даже общественный транспорт. Сотрудникам приходилось приличное расстояние либо идти пешком, либо ждать, когда кто-то из коллег, у кого был автомобиль, возьмет к себе на борт. И вот как-то зимой был жуткий мороз, градусов под 40, ветер. Иду я на работу и вдруг слышу сзади странный звук. Оборачиваюсь, а это Николай Иванович на своем мотоцикле едет. Сзади у него женщина-сотрудница вся замерзшая сидит, видимо тоже по дороге подобрал. «Садись в коляску!» – кричит он мне. Но я, если честно, не рискнула… В такой ветер и мороз на мотоцикле – это только Николай Иванович мог, – вспоминает старший инспектор отделения пропаганды УГИБДД УМВД России по Архангельской области майор полиции Инна Мирошниченко.
Интересно и то, что на протяжении многих лет Николай Иванович отстаивал честь региональной Госавтоинспекции, участвуя в соревнованиях по служебному многоборью. Милиционерам-спортсменам необходимо было показать свое мастерство в вождении мотоцикла, стрельбе, спортивном ориентировании, а также преодолении полосы препятствий. В 70–80-е годы прошлого века команда УВД Архангельской области была сильнейшей в Советском Союзе, занимая исключительно высшую ступень пьедестала.
Спуску не давал! Кстати, до Николая Ивановича Слизникова среди сотрудников Госавтоинспекции только на мотоциклах передвигались и первый командир батальона дорожно-патрульной службы Иван Алексеевич Долгобородов, и участник Великой Отечественной войны, орденоносец Иван Ильич Староверов. С конца сороковых годов Иван Ильич следил за порядком на дорогах в самом центре Архангельска и по фронтовой привычке (а служил он в мотоциклетном взводе) ездил исключительно на мотоцикле. Жители послевоенного Архангельска звали его «наш дядя Ваня». Его любили, уважали и одновременно побаивались, зная, что Иван Ильич нарушителям спуску не даст. Говорят, что он очень любил свой мотоцикл, тщательно следил за ним и приучал к этому своих молодых коллег, в числе которых был и Иван Алексеевич Долгобородов. На пенсию «дядя Ваня» вышел 15 апреля 1975 года, ровно в тот день, когда Николай Иванович Слизников стал милиционером и был официально назначен на должность инспектора ДПС.
Но заядлыми мотоциклистами в Архангельске были не только сотрудники-мужчины. В архиве музея УГИБДД много фотографий женщин-милиционеров, которые не хуже своих коллег «гоняли» на двухколесных конях. Это и инспектор дорожного надзора ГАИ Мария Яковлевна Чуракова, и инспектор взвода регулировщиков дорожного движения Валентина Федоровна Мелюшина, и старший инспектор детской комнаты милиции ОВД Ломоносовского райисполкома Вера Николаевна Федорова. Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Фото из архива музея УГИБДД УМВД России по Архангельской области