Подводник, музыкант и полицейский
Говорят, если человек талантлив, он талантлив во всем. Ветеран органов внутренних дел майор полиции в отставке Владимир Дорофеев – живое подтверждение этой народной мудрости.
Более 15 лет он занимался техническим переоснащением Госавтоинспекции Архангельской области, переводя ее работу на современный уровень. А еще за плечами Владимира Рудольфовича служба на атомной подводной лодке, несколько автономных плаваний и устранение серьезных аварий, работа с известными музыкантами и участие в проекте знаменитого писателя.

Командир сделал грамотно

Прежде чем бороздить волны радиоэфиров, Владимир Рудольфович семь лет своей жизни отдал службе в подводном флоте. На крутой поворот в судьбе начинающего водителя троллейбуса подтолкнул друг, с которым проходил срочную службу на черноморском флоте. Посоветовавшись с молодой женой, Владимир Дорофеев переехал в Мурманскую область, окончил школу мичманов и прапорщиков и стал членом команды на тот момент одной из самых больших атомных лодок Советского союза. Если бы тогда кто-то сказал, что там, на глубине, ему дважды придется оказаться буквально на волосок от смерти, он бы ни за что не поверил.

– Осенью 1991 года мы вышли в Белое море для проведения стрельб. Во время учебного пуска в шахте взорвалась ракета. В доли секунды девятитонную крышку вырвало, а обломки горящего снаряда раскидало по палубе. По всему корпусу горело ракетное топливо. Осколком заклинило один из винтов… Как выяснилось позже, причиной ЧП стал заводской дефект ракеты, – вспоминает Владимир Рудольфович.

В перископ командир подлодки видел разрастающийся пожар и принял тогда, как оказалось, единственно верное решение – срочно погружаться, хотя по инструкции бороться за живучесть корабля необходимо было в надводном положении. Несмотря на нехватку воздуха высокого давления для очередного всплытия (так как его использовали для ликвидации аварийного крена), корабль минут 20 шел под водой. Пламя было сбито, пожар ликвидирован.

– Командир тогда сделал грамотно. И по большому счету, если бы он поступил так, как было предписано в руководящих документах, мы, скорее всего, утонули бы или последовала бы еще серия взрывов, а как следствие – серьезная радиационная авария, – убежден Владимир Рудольфович.

Об этой последней в истории Советского Союза аварии на атомной подводной лодке не писали газеты, информация о ней долгое время не выходила за пределы разрешенного. Только спустя более 20 лет о ней вспомнили и отдали долг мужеству и решительности капитана 1-го ранга Игоря Гришкова и его экипажа, в составе которого был и Владимир Дорофеев.

Спустя два года судьба вновь проверила будущего сотрудника ГИБДД на стойкость. Во время боевого похода, проходя подо льдами за 84 параллелью, команда атомной подлодки обнаружила в одном из двух реакторов разгерметизацию первого охлаждающего контура.

– Нам было приказано всплыть и своим ходом добираться до базы. Аварийный реактор заглушили, шли только на одном. Наверху шторм, страшная болтанка, мы уже отвыкли от такого – под водой-то оно спокойнее. А так как система вентиляции на корабле одна, так что дозу радиации тогда схватили все, – рассказывает Владимир Рудольфович.

«Мне всегда интересно осваивать что-то новое»

Спустя семь лет службы Владимир Дорофеев по семейным обстоятельствам вернулся в Архангельск, и, прослужив еще три года на берегу в учебном отряде, уволился в запас. Окончив Северо-Западный заочный политехнический институт, он в очередной раз круто изменил свою жизнь и поступил на службу в формирующийся отдел информационного обеспечения областной Госавтоинспекции, а спустя некоторое время возглавил отделение связи и спецтехники. Началась долгая и кропотливая работа по обновлению устаревшего оборудования и переходу к современным технологиям.

– Мы отвечали за связь, электронику, технику, радары, тогда еще только ручные измерители скорости, – объясняет Владимир Рудольфович. – Техника тогда начала очень быстро развиваться и оборудование, использующееся в работе Госавтоинспекции, мягко сказать устарело. Для эффективной работы службы необходимы были кардинальные перемены. И мы вместе с руководством начали их осуществлять. Постепенно оснастили служебные машины современными рациями. Для улучшения приема и передачи радиосигнала в 2001 году установили новый ретранслятор. Тогда на здании гостиницы «Двина» было наше оборудование, но оно было маломощное, да и работало через раз. Сами сконструировали мачту, разнесли антенны – все по уму сделали, да так, что это оборудование до сих пор верой и правдой служит.

– За 15 лет работы в ГИБДД мы с ребятами по каким только высотам не ползали… Даже на нашу архангельскую телевизионную вышку несколько раз забирались. Сохранилось фото, как мы на ней работаем в 110 метрах от земли… – улыбаясь, вспоминает Владимир Рудольфович.

Когда появились современные алкотестеры и измерители скорости, отделение Владимира Дорофеева занималось их проверкой и обслуживанием. С развитием сотовой связи пришлось осваивать и внедрять ее возможности в систему работы различных подразделений ГИБДД. Они же отвечали за монтаж системы отслеживания патрульных автомобилей, оборудованием новой дежурной части УГИБДД УМВД России по Архангельской области. При появлении КПК и новейших радиостанций Владимир Рудольфович и его коллеги обучали экипажи пользоваться новой техникой.

Помимо чисто технической работы, Владимир Дорофеев, как и все сотрудники Госавтоинспекции, выезжал на места ДТП, участвовал в спецоперациях, следил за дорожной обстановкой на перекрестках и аварийных местах.

– Мне всегда интересно работать с техникой, осваивать что-то новое. На моих глазах прошло преобразование, переход на новый технический уровень одной из старейших служб в системе органов внутренних дел. Я помню, что было тогда, в начале 2000-х, и вижу, что есть сейчас. Это колоссальный прорыв. Осознание того, что мы с коллегами приложили к этому руку, до сих пор дарит чувство гордости за хорошо выполненную работу, – делится ветеран.

Талантлив во всем

Выйдя на заслуженный отдых, Владимир Рудольфович продолжает заниматься любимым делом – освоением новых технологий: работая в региональной диспетчерской службе, специализируется на обслуживании аппаратуры оповещения по всей Архангельской области и мониторинге радиационных объектов. Все также влюбленный в технику, он с удовольствием откликается на просьбы бывших коллег-полицейских о помощи в программировании новых радиостанций.

Есть у Владимира Рудольфовича и любимое хобби, о котором знают только самые близкие люди – музыка. Уже много лет он участвует в организации международного рок-фестиваля «Беломор-Буги» и сам выступает с известными музыкантами и творческими коллективами на различных концертах, праздниках, фестивалях и творческих встречах. Как оказалось, ветеран МВД прекрасно владеет несколькими инструментами, в том числе баяном. Талантливый и артистичный – на сцене он чувствует себя ничуть не хуже, чем в радиомастерской или кубрике подводной лодки.

Не забывает Владимир Рудольфович и о своем морском прошлом. Будучи человеком творческим и разносторонне одаренным, самые яркие (порой смешные, порой трагичные) моменты из жизни моряков-подводников он запечатлел в небольших рассказах. Несколько из них были опубликованы в сборниках писателя Александра Покровского – автора книги «72 метра», по мотивам которой был снят одноименный фильм.

Александра Колотова,
пресс-служба УМВД России по Архангельской области

фото из архива В.Р. Дорофеева







Made on
Tilda