Деревянное судостроение сохранят!
В старину на Севере говорили: море – наше поле. Море – изначальная точка, благодаря которой здесь появились и продолжают жить люди.
Международный проект «Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения» – это открытая площадка для объединения практиков, любителей и экспертов, занимающихся деревянным судостроением. Миссия проекта – развитие и популяризация морского бренда и идентичности Русского Севера.

Стартовал форум в Кенозерском национальном парке. Участники конференции из Архангельска, Северодвинска, Вологды, Санкт-Петербурга, Москвы, Свияжска, Калининграда и Карелии поближе познакомились с проектом «Матица», продемонстрировали свое умение грести и оценили невероятное гостеприимство парка. Всем было важно познакомиться друг с другом, поделиться своими проблемами и успехами, обсудить перспективы на будущее.

Продолжилась Матица в Архангельске. Для участников была предусмотрена не только деловая программа, но и экскурсионная, с посещением Северного морского музея, «Поморского Коча», Верфи товарищества поморского судостроения и прогулка на теплоходе.

Прекрасным завершение форума стала первая «Поморская карбасная регата». Впервые, с конца XIX века, в Архангельске прошли соревнования по гребле на веслах и хождению под парусом на традиционных поморских лодках – карбасах. Три однотипных карбаса были специально построены на верфи Товарищества поморского судостроения для участия в регате.

Всего в Регате приняло участие шесть команд: Верфь товарищества поморского судостроения, Северный морской музей, «Морские практики», студенты Северного Арктического Федерального Университета, Парусный центр «Норд» и хор фрегата «Штандарт». Победителем гонки стала команда Верфи товарищества поморского судостроения

Как сохранить народную лодку в первозданном виде? Как мастеру-лодочнику найти покупателя в реалиях современности? Архаика и современность технологий деревянного судостроения – возможно ли их добрососедство? Это лишь малая часть из огромного списка вопросов, лейтмотивом звучащих на протяжении всего форума.

Традиция постройки деревянных судов постепенно утрачивается. И важно сохранить то, что еще осталось, тем более что многие навыки передаются от мастера к мастеру даже без записей и чертежей.

В настоящее время в Архангельске на Мосеевом острове по старинным технологиям строят поморский коч – деревянное судно, которое использовали поморы и сибирские промышленники в XI-XIX веках в северных морях, а на Верфи товарищества поморского судостроения – поморскую шхуну, здесь же за два года построили несколько карбасов.

Основная площадка проекта и организатор форума – Северный морской музей. Международный проект Северного морского музея «Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения» в июне 2020 года вошел в список грантополучателей фонда Владимира Потанина по программе «Музей без границ».

Партнерами проекта выступили Министерство культуры Архангельской области, ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский», Норвежский Баренцев Секретариат, Северный (Арктический) федеральный университет, Фонд возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания, Товарищество поморского судостроения.

– Наша конференция прошла достаточно продуктивно, – подвел итоги сотрудник Кенозерского национального парка, организатор Форума Евгений Мазилов. – Приехали замечательные люди – теоретики и практики деревянного лодкостроения. Нам всем было важно познакомиться друг с другом, поделиться своими проблемами и успехами, обсудить перспективы на будущее. Я думаю, что это только начало. Впереди еще более интересные и важные проекты, которые нам предстоит реализовать. Форум «Матица» – наша стартовая линия, за которой уже видны горизонты будущих событий в деле сохранения и развития народного деревянного судостроения.

Фото: storage.myseldon.com

Made on
Tilda