Удивительное путешествие по Северной земле
Мы продолжаем нашу небольшую экскурсию по нашему удивительному краю. Мы расскажем вам о местах, которые обязательно стоит посмотреть.
Самые северные мельницы в мире

Они привлекают внимание не только туристов, но и ученых, изучающих деревянную архитектуру.

Основой мельницы-столбовки служит столб-мертвяк, вокруг которого разворачивается весь мельничный амбар целиком.

Вся конструкция корпуса мельницы безгвоздевая, в самом механизме количество металлических деталей минимально. Разворот мельничного амбара осуществлялся посредством закреплённого в задней стене амбара хвоста-воротила.

Эта процедура могла осуществляться как вручную, усилиями 2-3 человек, так и при помощи простого ворота, которого попеременно крепился на вкопанных вокруг мельницы столбах.

Ветряная мельница не являлась жизненно необходимой для крестьянского хозяйства постройкой – такой, например, как баня или амбар. Она – прежде всего показатель крепости, состоятельности хозяйства, вопрос престижа для её владельца. Служила также средством заработка, так как хозяин принимал в обмолот и зерно односельчан.

На Мезень мельницы-столбовки попали с переселенцами из Новгорода, где они были распространены до XVIII в. и впоследствии вытеснены более прогрессивными моделями.

Мельницы этого типа были распространены на территории Мезенского уезда, северной и средней части Пинежского, в окрестностях Архангельска, по Зимнему и Летнему берегам Белого моря.

В середине XIX в. по Архангельской губернии на 222 тысяч жителей имелось 264 водяных и 1116 ветряных мельниц. По некоторым данным, к началу ХХ в. общее их количество достигало в губернии 1200-1500. Иногда в крупных деревнях число мельниц доходило до 30.

Позже в ряде коллективных хозяйств отдельные мельницы использовались вплоть до середины ХХ в. Однако многие из них постепенно разрушались под влиянием времени, разбирались для освобождения пахотных земель.

Таким образом, к началу ХХI в. мельниц подобного типа сохранилось на Мезени всего 8. Две из них находятся в Мезенском секторе музея-заповедника деревянного зодчество «Малые Корелы».

Ещё 6 сохранилось по месту постройки: 2 – в Лешуконском районе (деревни Кеслома и Малая Нисогора), 4 – в Мезенском районе (мельницы Дерягина и Воронухина в деревне Кимжа, мельницы Дранникова и братьев Водыниных деревне Погорелец).

Шенкурский районный краеведческий музей

Был открыт в 1920 году и занимает двухэтажное кирпичное здание постройки 1892г., являющееся памятником градостроительства и архитектуры «Купеческая усадьба Лагунова» в котором размещаются постоянно действующие выставки и выставочный зал с временными привозными выставками.

Застройку усадьбы П. Лагунова начинал ее первый хозяин один из самых богатых шенкурских купцов Прокопий Иванович Лагунов и относится она к середине XIX в.

Фонды музея насчитывают 27773 единиц хранения, из них основной фонд составляет 21595 единиц хранения.

Наиболее интересные коллекции: роспись по дереву, иконопись, нумизматика, документы и фотографии, ткачество и лоскутное шитье, сюжетное плетение из бересты (композиции на сказочные темы), шаркунки.

В музее постоянно работают выставки, посвященные истории и культуре Шенкурского уезда района.

С конца 90-х годов и на протяжении многих лет музей участвует в федеральной программе «Культура Русского Севера», позже в программе «Культура России», благодаря чему проводится реставрация редких и уникальных музейных предметов.

Музей проводит научно-практические конференции по истории Важского Края и с 2008г. один раз в два года в феврале месяце организует фестиваль текстиля и других ремесел «Евдокиевские дни в Шенкурске»

При музее работает мастерская по ткачеству и сувенирная лавка «Шенкурье-мастеровое».

Холмогоры

С чем ассоциируются современные Холмогоры у среднестатистического туриста? Сразу – Михаил Ломоносов и популярные «дачные» места. Чуть подумав – черно-белая корова или тонкая резьба по кости. Реже, кто припомнит холмогорские сундуки, пеньковые канаты, мореходную школу, верфи и лесопилки, Федота Шубина, Брауншвейгское семейство, осаду холмогорского кремля польско-литовским войском, морские караваны с зерном и посольства в Европу времен Ивана III.

Добраться до Холмогор довольно просто – час-полтора от Архангельска на автомобиле по трассе М8. Или чуть дольше – по менее ухоженной дороге с участками грунтовки через Новодвинск, вдоль берега Северной Двины. Правда, во втором случае следует подвериться – во время ледохода и весеннего половодья может быть закрыт один из мостов. Из Холмогор можно попасть на Куростров, в село Ломоносово. Зимой здесь работает ледовая переправа, а в сезон навигации ходит паром.

Конечно, отправляясь в эти края, стоит обратить внимание на косторезный промысел. Холмогорская школа резьбы по кости известна с XVII века. Вобрав в себя северно-русские традиции, техники немецких, нидерландских мастеров и традиции коренных народов севера, особый холмогорский стиль окончательно сложился только к XVIII веку. Прежде всего — это ажур, тончайшая сквозная резьба. Сказочные растительные орнаменты и нарядные рокайли сочетаются с рельефными сюжетными изображениями и подкрашиваемой гравировкой.

Лучшие холмогорские резчики привлекались для работы в Оружейной Палате, изготавливали вещи для царского двора. Петр I покровительствовал мастерам, снабжая их образцами западного косторезного искусства, а Екатерина I использовала холмогорские резные ларцы для личных вещей. Костяные изделия вручались в качестве памятных подарков важным особам, у мастеров делали заказы монастыри и храмы.

В Ломоносово живут десятки семей косторезов в нескольких поколениях — кто-то уже стал «классиком», а кто-то только начинает осваивать ремесло. Холмогорская резная кость получила вторую жизнь в начале XX века, когда буквально последние три мастера угасающего промысла подготовили настолько впечатляющие работы для выставки в Москве, что немедленно было принято решение открыть в Ломоносово косторезную школу. Первый же выпуск этой школы, давший знаменитых мастеров и педагогов, основал артель, ставшую затем косторезной фабрикой.

Сейчас число поступающих в косторезное училище, пусть медленно, но увеличивается. По-прежнему работают в селе опытные мастера.

Кий-остров

Уникальный историко-культурный комплекс. Основным привлекательным фактором является сочетание каменного острова, моря и памятников истории и культуры.

Это живописный остров среди Белого моря на расстоянии 15 км от города Онеги. Сообщение с городом осуществляется посредством водного транспорта.

На острове произрастает до 500 видов растений, прибрежные воды богаты рыбой и летом прогреваются до 24 градусов. Гранитная седина 25-метровых скал, широкие песчаные пляжи и великолепные, богатые ягодами, сосновые боры, необычайно интересный архитектурный ансамбль и история Кийского Крестного монастыря, самобытная природа острова привлекают тысячи туристов.

История Кий-острова тесно связана с именем известного религиозного деятеля XVII века и реформатора Русской Православной Церкви Патриарха Никона.

По преданию, Никон, попав в жестокий шторм и потеряв спутников, нашел спасение на острове. В память о своем чудесном спасении Никон основал на острове Крестный монастырь (XVII в.) - один из трех монастырей, основанных по его личной инициативе и являвшихся оплотом его власти и проводниками идей церковной реформы.

Внутренняя планировка монастыря очень компактная. Со стороны моря можно наблюдать, насколько органично монументальный комплекс вписан в скалистый рельеф острова.

Из многочисленных монастырских построек до наших дней сохранились Крестовоздвиженский собор, надкладезная церковь с примыкающими к ней каменными кельями, двухъярусная церковь Рождества Богородицы с трапезной и келарскими палатами.

Пещера Голубинский провал

Она находится на правом берегу реки Пинеги на территории Голубинского геологического заказника, примерно в 17 км ниже поселка Пинега.

Вход в пещеру располагается в устье лога (оврага) Тараканья Щелья. Здесь имеется маленькая площадка, с которой можно увидеть живописные скальные стенки лога, и с нее же начинается крутой спуск в пещеру, оборудованный деревянной лестницей.

Кровля пещеры находится на глубине от 17 м до 37 м от дневной поверхности. В пещере существует 3 яруса ходов, которые отражают стадии ее развития.

Голубинский Провал начинается с обширного входного грота (зала) высотой около 9 м и размерами 15х20 м. Свод опускается уступами вглубь пещеры. На полу – глыбовая осыпь. От этого грота вглубь пещеры идёт несколько ходов. Пещера на этом участке проморожена до такой степени, что после того, как проходит весенний паводок, вода вновь покрывается льдом, а на стенах появляются снежные кристаллы. Территория пещеры, в основном, сухая.

В пещере проводят зиму летучие мыши. Они живут в ее тёплой части, в щелях и труднодоступных местах. Их можно увидеть только при внимательном осмотре пещеры.

На протяжении всего магистрального хода пещера легко проходима. Ее интенсивно посещают туристы и местные жители.

Красноборский район

Он известен красочными народными росписями и традиционными ярмарками. Это родина исследователя и первого живописца Арктики А. А. Борисова, гармониста-виртуоза С. Л. Сметанина, край сосновых боров и вотчина Белого гриба.

Красноборский район расположен в верхнем течении Северной Двины, на юго-востоке Архангельской области. Его административный центр, село Красноборск, было основано в начале XVII века буквально на пустом месте – на месте лесного пожара, окружённом красивыми (красными) сосновыми борами. К концу XVIII века Красный Бор превратился в уездный город Красноборск, широко известный своими ярмарками, уступавшими по товарообороту только Вологде.

На территории района расположены интереснейшие памятники традиционного деревянного зодчества. На высоком двинском берегу в Пермогорье стоит несравненная по красоте трехглавая деревянная Георгиевская церковь (1665г.), не раз воспетая художниками-путешественниками. На десятки километров вокруг Верхней Уфтюги виден поражающий своей мощью и гармонией пропорций богатырский шатер церкви Дмитрия Солунского (1785г.). Самая ранняя из сохранившихся деревянных церквей Красноборского района – Никольская (1642г.), находится в изумительном по красоте месте Шеломя, что означает «холм». Существует легенда, что именно отсюда начинался первый поход Ермака в Сибирь. Да и сам Ермак, по одной из версий, был родом из красноборской деревни Борок.

Гостям Красноборского района всегда рады на традиционной Красноборской ярмарке, фестивале Белого Гриба, экскурсионной программе «Уфтюжская другозьба» и ежегодном международном фестивале «Сметанинские встречи».

Деревня Кимжа

Расположена в центре Мезенского района, недалеко от впадения реки Кимжи в Мезень. Здесь сохранились самые северные мельницы-столбовки, крепкие северные избы и амбары, завершается восстановление построенной в 1709 году Одигитриевской церкви, а в окрестных лесах встречаются намоленные обетные и поклонные кресты.

Впервые Кимжа упоминается в летописи в начале XVI века. Язычество, старообрядчество и православие оставили здесь свой особый след – до 1951 года в деревне не было кладбища, а умерших хоронили по их завету (где попросят), чаще всего на их земельном наделе. Считалось, что дух предков будет охранять земельный надел и жилище от бед и напастей. У жителей Кимжи существует своё групповое прозвище – «чернотропы» (колдуны). Жители соседних деревень считали, что некоторые из жителей Кимжи действительно владели искусством ворожбы и заговора, могли насылать порчу и сглаз.

Когда-то деревня славилась как центр художественного литья. Но и сейчас в Кимже поддерживаются традиционные северные промыслы и ремёсла. Здесь чтут обычаи и обряды, по канонам справляют большинство праздников и отмечают важные даты. В деревне создан ландшафтно-музейный комплекс «Самые северные мельницы в мире», в который входят две мельницы-столбовки.

В феврале 2017 года деревня Кимжа получила статус самой красивой деревни России и вошла в состав ассоциации «Самые красивые деревни и городки России». Более того, Кимжа стала первой арктической деревней в составе Ассоциации самых красивых деревень земли.

Дом-музей Иосифа Бродского

В деревне Норинская жил во время ссылки известный поэт Иосиф Бродский. Сейчас в его доме устроен музей.

Музей открылся 8 апреля 2015, в день годовщины приёма на работу в местный совхоз ссыльного Иосифа Бродского и год 75-летия со дня рождения поэта, и стал первым в мире домом-музеем нобелевского лауреата Иосифа Бродского. Расположен в доме Афанасии и Константина Пестеревых, где в 1964-65 годах жил во время ссылки Иосиф Бродский.

В музее три выставочных пространства. Первое – мемориальное расположено в летней избе, где по воспоминаниям друзей воссоздана обстановка 1960-х годов. Ценными экспонатами являются подлинные предметы интерьера: диван, стол, стул, кровать, скамья. Здесь же расположена коллекция почтовых открыток 1960-70-х годов, собранная Пестеревыми.

Второе – в зимовке. На выставке представлены экспонаты по фотоделу, фотографии друзей, которые приезжали в Норинскую и помогали И. Бродскому в нелегкий период ссылки.

Третье пространство – на повети. Там размещена выставка фотографий из собрания Михаила Мильчика «Иосиф Бродский в ссылке».

Благодарим за помощь в подготовке полосы ТИЦ Архангельской области

Фото: supersnimki.ru

Made on
Tilda