У него был свой Пушкин
В августе нынешнего года исполнилось десять лет, как не стало художника с архангельскими корнями.
Не так давно в одном из попавших в руки августовских номеров «Правды Севера» за 1999 год мое внимание привлекли заголовок «Как помор стал видным художником Казахстана» и подзаголовок «Альберт Гурьев приехал в Архангельск, чтобы уехать навсегда».

Общалась тогда с ним в редакции Марина Ледяева. Уроженцу столицы Поморья было 62 года. Получив образование художника книги, по распределению уехал в Алма-Ату (раньше было принято такое написание). Родину не забывал. А тогда, в 1999-м, Альберт Анатольевич забрал с собой мать: накладно стало ездить к ней в Архангельск. Здесь, в школе № 23 имени А.С. Пушкина, навсегда остались работы художника, связанные с именем и творчеством поэта.

...Уже после открытия школьного музея, как пишет Игорь Стрежнев в литературно-краеведческих очерках «К студёным северным волнам»: А.С. Пушкин и Беломорский Север», были получены 16 листов-литографий пушкинской темы: «В 1987 году художнику исполнилось 50 лет. Присланные им работы – прямо с экспозиции юбилейной выставки».

Заинтересовавшись судьбой Альберта Гурьева, нашел в Интернете и другую информацию. Если коротко, северянин оформлял и иллюстрировал книги издательств Алма-Аты, Москвы. Один из первых творческих опытов в Казахстане – оформление книги Чингиза Айтматова «Повести гор и степей». «Впервые так великолепно выполнено», – отозвался тогда писатель.

За активную и плодотворную творческую деятельность в 1966 году был принят в члены Союза художников СССР. Его работы (станковые произведения, большие тематические серии и портреты) выполнены в различных техниках, отличаются оригинальностью решений, находятся в некоторых музеях нашей страны.

Гурьев развивал свою любимую пушкинскую тему. А Екатерина Мосина работала редактором в книжном издательстве «Жазушы» от Союза писателей Казахстана и выпускала в свет сборник замечательных сказок великого поэта. На сайте «Проза.ру», в частности, не без гордости вспоминает: «...иллюстрации были самые что ни на есть оригинальные, таких ещё никто никогда не видел. Художник Альберт Гурьев сделал свои иллюстрации акварелью с преобладанием голубого цвета. И это было не сиюминутное его творчество. Он долго работал над оформлением будущей книги. В результате получилось восемь полноцветных полосных иллюстраций, шесть черно-белых заставок и концовок. Столько же замысловатых «сказочных» буквиц – стилизованных заглавных букв – начинали каждую сказку. Сказок было пять да еще «сказочная» поэма «Руслан и Людмила».
Открывается сборник рисованным шрифтом на титуле. Это сейчас всё просто делается в компьютере, а тогда только ручная работа была. Фронтиспис – это иллюстрация в книге, которую помещают на левой стороне разворота титульного листа. Чаще всего там помещают портрет автора. Альберт Гурьев постарался. Портрет был и одновременно иллюстрацией, отражающей основную идею книги: сидит Пушкин под дубом, подпершись рукой, задумался, словно сказки по памяти сочиняет, а другой рукой котика гладит. Того самого, о котором поэт писал:
…лукавый кот,
Жеманный баловень служанки /.../
И котище вам в глаза смотрит, будто и он помогает поэту, тоже сказки придумывает.
Альберт Анатольевич рассказывал, что срисовал его со своего любимого котика». Приведенный отрывок из статьи, помещенной в книге Е. Мосиной «Отсвет пушкинского взгляда» (2008).

На сайте школы № 23 можно посмотреть литографии А.А. Гурьева к «Повестям Белкина», «Капитанской дочке», лирике А.С. Пушкина, а также «Пушкин с женой на балу».

В Архангельской областной научной библиотеке имени Добролюбова имеются два каталога книжной и станковой графики Альберта Анатольевича, изданные в Алма-Ате в 1979 и 1987 годах. В первом есть упоминание о серии рисунков Гурьева «По Северу». Второй посвящался его 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности. О серии рисунков («Кремль Соловецкого монастыря», «Деревня Большой Двор», «Дом Михаила Асева» и др.), относящихся к 1972 году, в каталоге написано, что они имели особенное значение: произошла «задушевная, интимная встреча художника с далёким детством, с родной природой, родным северным краем. Они раскрыли лирическую сторону творчества Гурьева, поэтику его художественных впечатлений, умение в бытовых, конкретных рисунках запечатлеть зримую красоту Севера».

Был талантливый человек, да тяжело заболел и, не выходя из больницы, 19 августа 2011 года ушел в мир иной. Светлая память помору, творческое наследие которого заняло достойное место в истории изобразительного искусства Казахстана!

Однако у Михаила Рехачева в книге «К истории печати в Архангельской области: обзор до 1964 г.» читаем, что Альберт Гурьев участвовал в оформлении книг Архангельского издательства. Увы, в электронном каталоге Добролюбовки сведений об этом нет. Может, еще предстоит выяснить?..

Владимир ТЮПИН.

Made on
Tilda