Смотрел на мир через объектив
В этом году нашему земляку исполнилось бы 95 лет. Многие годы жил в Казахстане, но почти ежегодно приезжал на свою родину, в Яренск.
Летом и осенью 1999 года на страницах «Правды Севера» были опубликованы два материала о талантливых уроженцах Архангельского Севера: об Альберте Гурьеве – художнике (о нем мы вспоминали в номере от 29 сентября), а также о Виталии Билькове – фотографе. Волею судеб они оказались вдали от родины, породнившись с бывшей союзной республикой. О том, что Виталий Фёдорович тоже ушёл в мир иной, я выяснил, желая больше узнать о нём.

Ветеран архангельской журналистики Олег Угрюмов, поведавший всей области о Билькове в газетной публикации «Я такие увидел облака!» более чем двадцатилетней давности (при желании статью можно найти в Интернете), недавно сообщил: «Мы с ним встречались несколько раз, но беседовали больше о том, как он начинал заниматься фотографией, как участвовал в международных выставках. А вот о земляках в прежней Алма-Ате он не упоминал...» Понятно, что Альберт Гурьев в кругу людей, увлечённых фотографией, не был, но можно предположить: друг о друге бывшие северяне хотя бы слышали.

Начало пути

Что же о Виталии Федоровиче знали и писали в Казахстане? Фотографией увлекся в середине 1930-х. Родители учительствовали и видели, что маленький Виталик заворожённо разглядывал коричневые снимки, сделанные его дедом в ходе ещё Первой мировой войны: маневры, отдых солдат на привале и другие эпизоды. На новогоднем утреннике в школе Дед Мороз, раздавая подарки, достал из мешка заготовленную предусмотрительной матушкой коробочку и вручил ее Виталику-второкласснику. То оказался желанный, но игрушечный фотоаппаратик. Через год появился первый «настоящий», его братья Бильковы сами сделали из фанеры по чертежам из газеты «Пионерская правда». На передней стенке сапожными гвоздиками укрепили линзочку с отколотым краешком – подарок соседа. Проявляли фотопластинки в блюдечках...

В довоенное время Виталий стал первым парнем в Яренске. «Фотоаппаратами обладали немногие, а на таком уровне, как Бильков, практически никто не снимал. Вот и обращались к нему местные жители, когда нужно было сделать снимок на документы или семейную фотографию», – пишет «Вечерний Алматы».

В Великую Отечественную нашего земляка, как фотографа, определили служить в оптическую разведку артиллерийского полка. Снимал позиции, чтобы артиллерия могла точно навести орудия и бить по врагу.

После армии Бильков приехал в Алма-Ату, где жила его сестра, поступил учиться в сельскохозяйственный институт на инженера-электрика. Сестра, работавшая в торговле, при ревизии нашла на складе завалявшийся фотоаппарат «Турист», купила его и подарила брату. С «Туристом» он ходил в горы.

К вершинам славы

В студенческую пору Виталий Бильков был докой не только в черно-белой, но и в цветной фотографии. К примеру, на цветную пленку снимал «всенародное горе»: у оперного театра Алма-Аты в день похорон И. В. Сталина процессия несла венки к памятнику «отца народов». В те годы даже фотохроника Казахского телеграфного агентства работала только с черно-белыми снимками.

Виталий Федорович во многом был пионером. Снимал первых конькобежцев на высокогорном катке «Медео». В 1965-м, несмотря на «железный занавес» между странами, по совету знакомых рискнул отправить в журнал «Чехословацкая женщина» снимок семьи пастуха, в результате завоевал вторую премию и первый в истории Казахстана диплом международного фотоконкурса.

В том же 1965 году Бильков стал членом знаменитого алма-атинского фотоклуба «Медео», его избрали бессменным председателем художественного совета. Среди коллег пользовался большим авторитетом, выводил их на международную арену полуподпольно, поскольку связь с заграницей не одобрялась и пресекалась. Но в 1966 году в Болгарии на Пловдивской выставке прошли работы сразу трех алмаатинцев. Затем ждали успехи во Франции, Италии (серебряная медаль самому Билькову за цветной снимок «Пророк»), Австралии, Югославии...

Глава фотоклуба «Медео», профессор искусствоведения Валерий Коренчук, отмеченный Международной федерацией фотографического искусства почетным титулом «EXCELLENCE FIAP»– «Фотографическое СИЯТЕЛЬСТВО», как в свое время и Виталий Бильков, говорит о наставнике, что «не без его участия сотни людей полюбили фотографию на всю жизнь». Некоторые стали классными кинооператорами, мастерами фотоискусства международного класса, обладателями премий, медалей, дипломов, почетных лент, призов.
А как же основная работа нашего земляка? По словам В. Коренчука, дипломированный инженер-электрик был направлен в передвижную механизированную колонну «Казэлектросельстрой», где и трудился прорабом до пенсионного звонка. Его бригада прокладывала кабели, начиняла электрикой возводимые фермы, животноводческие комплексы, парниковые хозяйства, детсады, школы. А Виталий Федорович не расставался с фотоаппаратом. У него их был целый десяток: отечественные ФЭДы, «зоркие» и «зениты», легендарная немецкая «лейка», а последний – японский «Никон» (из газеты «Деловой Казахстан»).

«А вдруг получится!» – любил он приговаривать, нажимая на спусковую кнопку своего фотоаппарата. На международных выставках экспонировались более сотни работ Билькова. Некоторые по одному-два раза, а то и по десять-двадцать. Таких, ставших классикой отечественного и мирового искусства, набирается с десяток, например, «Любопытство» (1973 г.): из окна больницы дети наблюдают за первомайской демонстрацией...

«За интересным объектом можно сколько угодно времени ходить, искать, преследовать его, пока не получишь интересного снимка», – говорил фотохудожник.

Виталий Федорович был среди гостей и выступал на праздновании 600-летия Яренска и 60-летия Ленского района в 1984-м. Благодаря творческой плодовитости Билькова коллекция его фоторабот есть и в Яренском краеведческом музее. С удовольствием фотографировал земляков. Удалось связаться с Екатериной Селивановой, которая сказала: «Я работала в сельской администрации. Жил он рядом. Часто к нам заходил по разным вопросам. Один раз пришёл с фотоаппаратом. Мы были с Татьяной Анатольевной, получилось на память хорошее фото. Он очень тщательно устанавливал свет, усаживал нас. Было это в последний его приезд или предпоследний».

Мастер мгновений, патриарх художественной фотографии большую часть жизни прожил в Казахстане, но малая родина Билькова и в целом наш Северный край должны гордиться им.

Владимир ТЮПИН

НАША СПРАВКА

Виталий БИЛЬКОВ (1926–2009) – уроженец д. Березник Ленского района Архангельской области, фотохудожник. Со школьной скамьи в предпоследний год войны ушел из Яренска на фронт. В 1966 году вывел Казахстан на мировую фотоарену. Много раз занимал призовые места в конкурсах. Его фамилия значится в 467 выставочных каталогах.

Фото: Музей Яренска и группа ВК «Древний Яренск»



Made on
Tilda