Любимая сестрёнка в литературе
Так по-родственному называл известный пинежанин Федор Абрамов талантливую поэтессу-северянку Ольгу Фокину.
Федор Александрович родился в конце февраля. Ольга Александровна, у которой в нынешнем году полукруглый юбилей – 85, в недавнем интервью газете ее родного Верхнетоемского района заметила: «Архангельская аура сильно отличается от вологодской. Человеческие характеры, таланты здесь другие: мне ближе Федор Абрамов, нежели Василий Белов».

Что их сближало?

Профессор САФУ А.В. Петров уже исследовал творческие переклички этих двух близких по духу русских писателей: пишут о судьбе русской деревни, активно используют в своих произведениях живую народную речь.

Есть и биографические переклички. В семье Абрамовых было четыре брата и сестра, как и у Фокиных. Федор родился пятым, Ольга – предпоследней. Его отец прожил только 44 года, а ее – сорок два, оба – Александры. Абрамов писал дипломную работу по М. Шолохову, а Фокина, будучи студенткой, в июне 1962-го входила в группу писателей и преподавателей Литературного института, встречавшей Михаила Александровича на вокзале Москвы по возвращении его из заграничной поездки после вручения очередной Нобелевской премии и преподносила ему букет (есть фото того момента). У Федора Александровича в Верколе – свой собственный дом-«гнездовье», и Ольга Александровна на лето приезжала и приезжает из Вологды в родную деревню не как гость. Оба в середине 1970-х, с разницей – год, получили Госпремии. Оба теоретически не соглашались с делением литературы на взрослую и детскую. Известный композитор Валерий Гаврилин писал музыку к спектаклю «Две зимы и три лета» по Абрамову и песни на стихи Фокиной, в том числе «Чере-чере-черемуха». Сам же Абрамов «Оленьке милой» писал в 1978-м: «Как у нас много общего! Я ведь тоже пуще всего на свете люблю черемуху в цвету».

Приезжал в Вологду

В статье Виктора Толкачева, опубликованной «Правдой Севера» в сентябре 2010-го, читаем: «...уникальное издание «Воспоминания о Федоре Абрамове» – книга, под «крышу» которой она собрала 74 самых разных российских писателей, журналистов и художников, и каждый из них сказал слово о великом архангельском и питерском мужике». Статья называлась «Жить за двоих» и посвящалась 90-летию вдовы писателя, а сборник тот вышел в Москве в 2000-м к 80-летию со дня рождения Ф.А. Абрамова. Когда читал его, удивился: почему же среди авторов воспоминаний нет Ольги Фокиной?.. При встрече в родном для поэтессы верхнетоемском Корнилове Ольга Александровна, как я и предполагал, сказала о неучастии в книге: «Не предлагали...» Впрочем, там нет и театрального режиссера Льва Додина.

...В июне 1968-го Абрамов приезжал в Вологду, о чем узнаем из его записной книжки благодаря Г. Г. Мартынову – автору летописи жизни и творчества писателя (третья книга). В компании оказался муж О. Фокиной, фамилию которого Фёдор Александрович перепутал: не Черепанов, а Чурбанов. Побродив по вечерней Вологде, пошли к Ольге Фокиной. Чурбанов, «когда мы подошли к их дому, внезапно смотался. Мы постучали робко к Фокиной и пошли домой...».

«Два раза перечитал...»

Говоря об отношении прозаика и поэтессы друг к другу, начну с октября 1970-го. Тогда в Архангельске проходило выездное заседание секретариата правления Союза писателей РСФСР. С участниками его в актовом зале бывшего лесотехнического института встречались студенты трех архангельских вузов. Абрамов познакомил слушателей с одним из своих ранних рассказов. Была на том литературном вечере и Фокина. Студенты симпатизировали ее стихам, «очень простым и очень северным». Как сообщала «Правда Севера», «летели записки из зала с просьбами прочесть то или иное стихотворение». Потом землячке пришлось давать автографы на своем последнем сборнике: видимо, «Стихи», вышедшие в 1969-м. Этот сборник с простым названием, изданный в Архангельске, там же в ноябре 1970-го, судя по дате в надписи, Ольга Александровна первым подарила Ф.А. Абрамову – «родному человеку и любимому писателю, с благодарностью». В ноябре он откликнулся письмом: «Два раза перечитал Ваши стихи и одно могу сказать: прекрасно! Всё в них такое родное, знакомое, пережитое – за душу хватает. И чистое! Да, да! Редкая у Вас чистота и искренность». Считал, без этого поэзии не может быть. Отмечал также художественную смелость, лирику особенную - фокинскую. Давал советы как старший собрат по перу.

Всего писатель получил от Ольга Фокина пять дарственных книг, о чем можно подробнее узнать, прочитав «В мире Федора Абрамова» (СПб, 2005). В сборнике «От имени серпа» (1976) он сделал много пометок, а в конце подытожил: «Современный Кольцов в юбке...» Далее – о «житейской правде на 100 с лишним» и снова о фокинской смелости: «Я иногда стесняюсь употреблять некоторые слова (слишком местно). Не согласился с Ал. Михайловым, который в «Литературной газете» раскритиковал поэму «Полудница». Позже под одноимённым названием выйдет сборник, и Ольга Александровна адресует его Абрамову «взамен несостоявшегося присутствия в дни вологодской литературы в Ленинграде» (1978).

Листая страницы

Вологжанин Василий Оботуров, составитель книги «Земляки помнят» (1988), вспоминал: «Ко мне он (Ф. Абрамов. - В.Т.) подошел знакомиться через Ольгу Фокину в Москве, на VII съезде писателей СССР...»

Г. Бутусова, побеседовав с нашей землячкой в Вологде и написав о том в 1981-м для газеты «Сельская жизнь», процитировала автограф на книге: «Ольге Фокиной – сестренке моей любимой в литературе. На днях попался на глаза «Маков день» – ах, какая прелесть! Фёдор Абрамов».

Шамиль Галимов в книге о творчестве и личности Ф. Абрамове (1989) пишет, что он «не скрывал свою особую пристрастность к поэтам деревенской ориентации, в том числе к О. Фокиной, считал ее «самым ярким поэтом из женщин» в современной литературе. Эта фраза из выступления перед читателями в телестудии «Останкино» (1981).

Известно, что Федор Александрович в своё время по-доброму отзывался о творчестве поэтессы, выступая на встрече с архангельской интеллигенцией (см.: Ф. Абрамов. Чем живем-кормимся. - Л., 1986).

«...достоверность, щепетильная честность и сердечная искренность – отличительные свойства поэтического языка Ольги Фокиной, – подметил Вадим Дементьев («Наш современник», 2007, № 9). – Здесь есть и уроки ее учителей – Яшина и Фёдора Абрамова, которым она посвятила дочерние стихотворения».

Посвящения

Классику русской литературы родом с Пинеги Ольга Фокина, ставшая сама классиком, посвятила поэму «Малина твоя» в 1976-м, а к его 60-летию – статьи «Живая вода» в журнале «Нева» и «Высокая мера» в вологодской газете «Красный Север». Затем были стихотворения «Путь на Верколу» («Занавешивай, Веркола...», 1983) и поминальное Федору Абрамову «В Верколе ставят сена...» (1985), «Ваш родной, ваш лесной уголок...» (1995).

...В день его похорон «негреющее северное солнце долго не заходило над Верколой, – пишет Шамиль Галимов, – долго не утихали над Пинегой ранящие крики чаек, а в душе у каждого нескончаемо томительно звучали прощальные строчки Ольги Фокиной, прозвучавшие над могилой:

«твоему сыну, Веркола,

Приусталось, призаснулось.

Поцелуй его в лоб высок,

постели ему бел песок,

Огради его дёрнышком

от дождя и от солнышка...»

На эти стихи архангелогородка Лидия Любимова написала песню, а в одной из программ радио «Поморье» рассказала предысторию стихотворения, услышанную от самой Ольги Александровны: «Она написала его сразу, как узнала о смерти Федора Абрамова. Очень переживала, что не сможет приехать проститься, потому что были куплены билеты на юг – что называется, день в день. Говорила, что ей горько было писать его. Отправила в Верколу с Василием Беловым, и стихотворение на похоронах было прочитано».

Те же поэтические строчки, что и Галимов, цитировал Юрий Галкин в интервью Людмиле Егоровой (см. ее книгу «Мой Фёдор Абрамов», 2005): «...что бы ни вспоминалось о Федоре Александровиче, о чем бы ни думалось над его книгами и судьбой, но всякую свою мысль о нем, всякое чувство всегда смирю и успокою словами песельницы нашей Ольги Фокиной».

...В гостях у Ольги Александровны побывал московский писатель Олег Трушин еще до выхода его трехтомника об Абрамове, а главы из книги печатал журнал «Нева» в 2019-2020 гг. Автор упомянул и ноябрьское (1970 года) письмо-отклик Ф. Абрамова «дорогой Оле» о ее стихах. В письме том, говоря словами Трушина, «было не просто напутствие», а выражено Абрамовым «его собственное видение творчества и отношение к нему самого писателя». В частности: «Помните: настоящая литература, да и вообще искусство – это всегда вызов. Вызов существующему, устоявшемуся. Вызов привычным представлениям».

Владимир ТЮПИН.

Фото: booksite.ru
О. Фокина и Ф. Абрамов на VI съезде писателей СССР, Большой Кремлёвский дворец

Made on
Tilda