На плацу Центра слушателей и сотрудников, а также гостей мероприятия – семиклассников подшефной школы №34 имени участника Великой Отечественной войны А.И. Клепача – ждали знаменитый ГАЗ-ММ (или как его называли в годы войны – «полуторка»), а также мотоцикл М-72.
Владельцы этих ретро-сокровищ – старший инспектор по исполнению административного законодательства Госавтоинспекции УМВД России по г. Архангельску майор полиции Андрей Голованов и его коллега по увлечению Юрий Кривоногов. Вот уже более 20 лет они разыскивают автомобили с историей, восстанавливают (используя только родные детали) и участвуют с ними в различных патриотических мероприятиях.
– В Великую Отечественную войну «полуторки» колесили по всем фронтовым дорогам и доехали до Берлина. Но особую роль они сыграли во время блокады Ленинграда. Обладая наименьшим весом по сравнению с другими моделями автомобилей, они использовались при прохождении по «Дороге жизни». В полной темноте, под бомбежками военные шоферы везли на них в город продовольствие, а обратно, на большую землю – раненых, стариков и детей. Все дно Ладожского озера усеяно этими машинами. Несколько лет назад в Северодвинске во время мероприятий, посвященных 9 Мая, к нашей «полуторке» подошла пожилая женщина и со слезами на глазах обняла капот. «Я когда была маленькая, меня на таком же автомобиле по Ладоге из блокадного Ленинграда вывозили», – объяснила она, – рассказал присутствующим Андрей Голованов.
У мотоцикла М-72 не менее героическая история. По словам коллекционеров, анализируя быстрый захват Европы фашистами, командование СССР обратило внимание на использование войсками Вермахта большого количества мотоциклов. Три человека, пулемет, высокая скорость передвижения… В СССР подобной техники не было, поэтому руководство страны постановило срочно создать подобный образец. Первый мотоцикл сошел с конвейера в 1941 году. Всего за время войны на фронт было отправлено более 15 тысяч единиц.
Участники мероприятия смогли не только узнать много нового о технике времен Великой Отечественной войны, посидеть в салоне «полуторки», но и прокатиться на ней и на мотоцикле по плацу. Одетые в форму фронтовых лет участницы взвода регулировщиц УМВД России по Архангельской области «Vиктория» рассказали присутствующим о том, как в годы войны «хозяйки дорог», как любя называли регулировщиц солдаты, с помощью сигнальных флажков указывали путь военной технике.
– Одно дело рассматривать образцы подобной автотехники на картинках, а другое – увидеть, потрогать руками, побеседовать с людьми, по крупицам восстанавливающими ее. Я думаю, что это очень важно и для наших слушателей, и для школьников. Это история, которую можно потрогать руками. Знаете, мой дед был военным шофером. Когда началась война первой его фронтовой машиной стала именно вот такая «полуторка». И когда сегодня я увидел этот автомобиль, сразу нахлынули воспоминания о деде и его рассказах о войне, – поделился впечатлениями начальник Центра профессиональной подготовки УМВД России по Архангельской области полковник полиции Сергей Цыварев.
Пресс-служба УМВД России по Архангельской области
Фото: УМВД АО